Ирина Панасенкова

директор компании «Планета ИВ»

Все чаще бизнес стали рассматривать как экосистему, в которой люди и машины (компьютеры, производственные фонды и др. ) существуют и развиваются каждый по-своему. Активно выстроившиеся в бизнес и жизнь каждого человека информационные технологии стали составной частью экосистемы. Их мощь и стремительное развитие могут как её разрушить, так гармонизировать протекающие ней процессы.

Информационные технологии (ИТ) открывают новые возможности, оптимизируют существующие бизнес-процессы, являются контрольно-аналитическим инструментом управления. Однако до сих пор многие руководители относятся к ИТ-инструментам и ИТ-сервисам только как к сторожу и контролеру сотрудников, а также — как к базе данных с аналитическими возможностями. Часто в компаниях устанавливают централизованные готовые платформы и решения, которые плохо интегрированы в бизнес-среду обитания, накладывают на сотрудников дополнительные неэффективные обязанности.

Почтовые фильтры, пропускные системы, системы контроля доступа к оборудованию и другие «сторожевые» компоненты ИТ-инфраструктуры весьма затратны сами по себе. Однако нельзя исключать и игнорировать подобные функции, они, безусловно, важны и нужны, но не стоит ставить им высший приоритет.

Перекос ИТ-бюджета в сторону подобных решений вызывает отрицательные и раздражающие реакции со стороны обитателей экосистемы — сотрудников. Это в свою очередь приводит к потере творческой атмосферы, утрате мотивации в работе. Как следствие, в экосистеме компании нарушаются связи и обмен внутри биоценоза (коллектива), психологически среда обитания становится перекошенной в сторону «от дел». Убрать подобный перекос и стимулировать эффективность работы зачастую пытаются различными корпоративными тренингами, результатом которых может быть увеличение затрат на «подъем боевого духа», которого, в сущности, нет.

Рассматривая бизнес как экосистему, важно видеть в информационных технологиях способ его развить не только в части увеличения доходов, но и в улучшении среды обитания, связей и творческого оздоровления биоценоза — улучшения производственных взаимоотношений внутри коллектива. С точки зрения модели экосистемы, информационные технологии «пронизывают» бизнес, среду обитания и связи. Поэтому важна грамотная и эффективная интеграция ИТ во все составляющие экосистемы бизнеса на всех уровнях.

Существующие проблемы предприятий в основном заключаются в разном понимании роли информационных технологий, которое есть у руководителей бизнеса и ИТ-руководителей.

Надо заметить, что всё чаще прослеживается позитивное изменение отношения руководителей бизнеса к информационным технологиям. Руководители научились легко и непринуждённо пользоваться ИТ в любое время и в любом месте, подчас не задумываясь о том, что банковская карточка, мобильная связь, Интернет и пр. повседневные услуги — это использование информационных технологий. Да и окружающий мир, по большей части, стал более дружелюбен в плане ИТ, чем подчас собственная корпоративная система.

Ситуация меняется в сторону экосистем — «сообщества живых организмов, среды их обитания и системы связей», и именно информационные технологии способны организовать и поддерживать между ними «обмен веществом и энергией». Такое качество экосистемы бизнеса, как умение «быстро адаптироваться к изменению обстановки», есть способ выживания. ИТ в данном случае являются инструментом, обеспечивающим подобное качество. И если на перестройку и наладку самого инструмента для быстрой адаптации бизнеса к изменениям рынка потребуется много времени, сил и средств, вся бизнес-система теряет свою экологичность.

Тем не менее, по мнению многих аналитиков, существующие проблемы предприятий в основном заключаются в разном понимании роли информационных технологий, которое есть у руководителей бизнеса и ИТ-руководителей.

Умение понимать задачи бизнеса и разговаривать «на одном языке с бизнесом» признаётся ИТ-руководителями как необходимость. Поскольку стремительное развитие информационных технологий не позволяет бизнесу «угнаться» за ними, то участие ИТ-руководителя в разработке стратегических планов способствует гармонизации экосистемы. Поэтому задача выравнивания развития информационных технологий с бизнесом получила высший приоритет как у топ-менеджеров различных компаний, так и ИТ-руководителей.

CRM-система (CRM, от англ. Customer Relationship Management) — система управления взаимоотношениями с клиентами — прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками, в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процедур и последующего анализа результатов.

CRM — модель взаимодействия, полагает, что центром всей философии бизнеса является клиент, а основными направлениями деятельности являются меры по поддержке эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Поддержка этих бизнес-целей включает сбор, хранение и анализ информации о потребителях, поставщиках, партнёрах, а также о внутренних процессах компании. Функции для поддержки этих бизнес-целей включают продажи, маркетинг, поддержку потребителей.

Грамотно выстроить стратегию развития бизнес-системы в современном мире, используя ИТ, может союз ИТ-специалистов и топ-менеджеров при условии, что стремления их едины и направлены на единое функционирование системы бизнеса, а не отдельной ее части. Неустойчивость и недолговечность бизнес-систем связана с использованием выхолощенных экономических моделей бизнеса, где информационные технологии — лишь отдельный инструмент обработки и хранения информации, а не часть обеспечения экосистемы, формирующая среду и связи бизнеса.

Компании стремятся разрабатывать бизнес-решения на базе существующих ресурсов (ИТ-инфраструктуры, кадров), избегая быстрого их изменения, что вполне оправдано. В то же время многие предприятия вложили огромные средства в автоматизацию в виде покупки готовых решений. Эти инвестиции вложены в различные бизнес-приложения обработки данных, системы классов CRM, ERP и др. ИТ-решения. Развитием телекоммуникаций бизнес приобрел гибкость взаимодействия с партнерами, заказчиками и поставщиками. В процессе освоения и применения ИТ в соответствии с нуждами бизнеса образовался в каждой компании огромный информационный массив.

ERP-система (англ.Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) — конкретный программный пакет, реализующий стратегию ERP.

ERP — организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности.

Попытка оптимизировать затраты за счет внедрения ИТ-механизмов и систем без перспективной стратегии привело к возникновению в экосистеме бизнеса нового явления — так называемого, клубка (hairball) информационных технологий. Этот клубок повлек за собой трудности в обслуживании, тесно связанные с необходимостью автоматизации бесчисленного множества соединений многих с многими в базовой системе организации. Создание требований к поддержке и многих существующих встроенных систем приводит к появлению процессов со строгими ограничениями. Как следствие, последовательное внесение изменений — весьма непростая задача.

Компоненты ИТ-инфраструктуры должны обеспечивать биоценоз1 и биотоп2 экосистемы предприятия в целом. И тогда не стоит опасаться, что «ИТитская» сила — мощь и стремительное развитие информационных технологий — разрушит и подточит бизнес. Сегодня информационные технологии основательно встроились в жизнь любого человека, стали частью его экосистемы. Для построения стратегии развития человеческого общества, особенно в части бизнеса, необходимы процессы, в которых ИТ не должны быть обособленными приложениями. Нужно рассматривать ИТ как интегрированную внутрь бизнес-процессов среду, обеспечивающую и развивающую не только информационные связи.

Комментарии 0

Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.