Андрей Кочешков

Менеджер проектов в инвестиционной компании «Русский стартап». Специалист в сфере стратегии, инвестиционного и управленческого анализа. Закончил МГУ и ВШЭ, первый профессиональный опыт приобрел в УК «Рослокомотив», затем совершенствовал его в течение 8 лет в департаменте финансов АО «Московская биржа». Имеет более 18 лет опыта реализации проектов в производственной, финансовой сферах, образовании, девелопменте и управлении недвижимостью.

Отношение к коронавирусу как к заболеванию не у всех одинаково – кто-то считает его разновидностью сезонного гриппа, который ежегодно волнами проходит по земному шару. Кто-то впадает в панику и принимает все возможные крайние меры защиты (не будем тут упоминать гречку и туалетную бумагу). Кто-то полностью игнорирует угрозу заболеть и никак не реагирует на опасность. Однако влияние коронавируса, а точнее, порождаемых им эффектов на бизнес неоспоримо – вирус уже превратился фактором влияния и даже признается форс-мажором.

Коронавирус – форс мажор

Здесь не все гладко и сильно рассчитывать на решения суда в пользу истца ссылающегося на коронавирус, как обстоятельство непреодолимой силы (форс-мажор) не стоит – возможны разные трактовки. Решение о признании коронавируса обстоятельством непреодолимой силы приняты в Москве (Указ Мэра Москвы от 14 марта 2020 г. № 20-УМ) и Московской области (Постановление Губернатора Московской области от 13.03.2020 №115-ПГ). Однако обстоятельство непреодолимой силы – элемент гражданского законодательства, которое в силу ст. 71 Конституции РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации, а не Москвы или Московской области, где приняты соответствующие документы, стоит подождать подтверждений на федеральном уровне и арбитражной практики по подобным делам.

Каким образом вирус может влиять на бизнес?

Вирус – это внеклеточная форма жизни, и мы до сих пор мало что о ней знаем, но в большинстве случаев влияет эта форма жизни на человечество негативно. Вирус вызывает болезни, отсюда «растут ноги» всех последствий для бизнеса.

Болезнь заставляет работников сидеть дома и из-за этого в большинстве случаев не работать. Собственников бизнеса и предпринимателей она выводит из рабочего состояния, из-за чего в лучшем случае они временно отходят от дел, о худших вариантах не будем в слух…

Вирусы могут заражать продукцию бизнеса, если это болезни животных или растений. По этой причине падает производство, возникает дефицит, растут цены.

Борьба с вирусами также формирует факторы влияния на бизнес – спрос на средства борьбы, предотвращения, лечения. Формируется спрос на исследования, НИОКР, производство и услуги, обслуживающее эти направления деятельности.

Крайние варианты распространения заболеваний вирусов – эпидемии и пандемии – вызывают еще более мощные эффекты для бизнеса – за счет карантинных ограничений, комендантского часа, режима самоизоляции, закрытия границ, запрета на массовые мероприятия, остановки работы общественного транспорта.

Почему пандемия влияет на бизнес

Какие меры предпринимаются в связи с угрозой пандемии:

  • введение карантина для прибывающих из-за рубежа (в России уже применяется);
  • ограничение авиа\жд сообщения с другими странами (в России уже применяется);
  • усиление санитарно-гигиенических мер в общественных помещениях (в России проводятся);
  • информирование населения страны о предпринимаемых мерах и способах защиты от инфекции (в России проводится);
  • каникулы\карантин в вузах и школах (в России частично введен);
  • ограничение передвижения внутри страны;
  • меры к снижению перемещения внутри городов;
  • перевод на удаленную работу в предприятиях\организациях (в России рекомендуется, государственные структуры переводятся на удаленный режим);
  • закрытие сухопутных границ на въезд\выезд (введено в России);
  • закрытие тех предприятий, где удаленный режим работу не реализуем;
  • остановка общественного транспорта внутри городов.

Естественно, такие меры не могут не влиять на бизнес.

Разрыв цепочек поставок

Закрытие целых городов в Китае, а затем закрытие границ и запрет на авиа/железнодорожное сообщение, морских портов привело к разрывам цепочек поставок. Этот фактор имеет распределенное во времени значение – кто-то создал запасы, кто-то имеет альтернативных поставщиков, но выпадение из supply chain крупнейшего мирового поставщика не может не сказаться на бизнесе: малый бизнес, компании, не предусмотревшие запасов, и даже крупные технологические компании могут сильно пострадать в ближайшее время. Например, у Apple возникли нехватки в поставках iPhone из-за того, что основной производитель компании, Foxconn, закрыл большую часть своего производства в Китае.

Даже те, кто запасы создал, не могут рассчитывать в ближайшее время на улучшение ситуации – на смену закрытию границ Китаем, пришло тотальное закрытие границ всеми странами Европы и многими в мире. Даже если Китай, как заявляет руководство Коммунистической партии Китая (КПК), победит коронавирус и в ближайшее время вернется к нормальному функционированию экономики, проблема сохранится из-за карантинных мер других стран.

В России от проблемы с поставками пострадают те производства, чьи поставщики сырья, материалов и комплектующих находятся за границей. Ассортиментный ряд магазинов также недосчитается импортных товаров, в первую очередь китайских, но в силу реализованной за последние 6 лет санкций программы импортзамещения и наличия достаточных запасов у крупных сетей население проблем с товарами народного потребления вряд ли заметит.

Проблемы у малого бизнеса сферы услуг и производства местного уровня

Карантин и ограничения на перемещения по городу, а также прямые запреты на деятельность кафе, ресторанов, фитнес-центров, кинотеатров и т.п., приведут на грань выживания ресторанную отрасль, магазины шаговой доступности, частные кинотеатры, парикмахерские и барбершопы, фитнес и спортивную индустрию, и другие предприятия, которые в основном принадлежат малому бизнесу и обслуживают местное население. Маржинальность в этих сферах не велика, «жирка» собственники не нарастили любое негативное событие для этих форматов бизнеса критично, особенно как в случае с коронавирусом оно продлится больше месяца и охватит всю целевую аудиторию этого бизнеса.

Разрыв деловых коммуникаций

Большую роль в бизнесе имеют коммуникации и их сейчас коронавирус максимально осложнил. Отмена крупных мероприятий в мире приведет к разрыву традиционного канала общения, кооперации, обмена мнениями и технологиями. Станет невозможным обогащение идеями и формулирования проблем, заключения крупных сделок, рекламы и продвижения брендов и новой продукции, что станет серьезным фактом технологической и экономической стагнации.

В России отменены:

  • Петербургский международный экономический форум,
  • Неделя российского бизнеса,
  • Сочинский инвестиционный форум – перенесен на неопределенный срок,
  • Красноярский экономический форум — перенесен на неопределенный срок,
  • Международный экономический саммит «Россия – Исламский мир: KazanSummit» – перенесен на неопределенный срок,
  • Ялтинский международный экономический форум – на сентябрь 2020-го или апрель 2021 года.

В мире отменены

  • Игровая выставка E3 в Лос-Анджелесе,
  • Технологический фестиваль SXSW в Техасе,
  • Лондонская книжная ярмарка,
  • Конференция разработчиков Google I/O в Калифорнии,
  • Рынок телепроектов MIPTV в Каннах,
  • Женевский автосалон,
  • Ювелирно-часовая выставка Watches & Wonders в Женеве,
  • Выставка мобильных технологий MWC в Барселоне,
  • Международный железнодорожный конгресс в Вене (Австрия) перенесен с 26-27 марта на осень 2020 г.
  • Международный нефтяной саммит Argus и Бакинский глобальный форум (13 марта).

В Италии, в России, во многих других странах рестораны и кафе – это не только точки общепита, это нейтральные территории для встречи бизнесменов, партнеров и конкурентов для обсуждения и заключения сделок, проведения совещаний на высшем уровне, празднования удачных сделок, важных событий, и просто для работы. Закрытие ресторанов и кафе, запрет на перемещения по городу, панические настроения закрывают эти возможности и усложняют коммуникации.

Перенос в онлайн как крупных мировых мероприятий, так деловых контактов не компенсирует очных встреч, бизнес культура до сих пор не принимает 100% перенос коммуникаций в удаленный формат.

Черный лебедь для транспорта и туризма

Для всех транспортных компаний, наверное, кроме компаний трубопроводной сферы, коронавирус и последовавший за его появлением запрет на пассажирские перевозки стал классическим черным лебедем по Нассиму Талебу, никто в отрасли такого не ожидал и никак не готовился. Удар коронавируса по своему бизнесу испытал Аэрофлот, в основе стратегии которого было именно китайское направление: расчет на прямые и транзитные перевозки в и из КНР, а также компенсационные сборы за пролеты иностранных компаний над Сибирью в Азию.

Коллапс транспорта и закрытие границ обрушили бизнес туристических компаний (операторов и агентств), 60% туристических компаний в России прекратили продажу туров, а за уже проданные туры вплоть до осени вынуждены возвращать деньги. Ассоциация туроператоров России (АТОР) оценивает убытки отрасли в 27 млрд рублей. Фактор непредсказуемости поведения вируса и, следовательно, мер по защите от эпидемии не позволяют даже в среднесрочной перспективе прогнозировать, когда границы откроются и доверие клиентов к международному туризму восстановится.

Следом за туристическими компаниями, коллапс накрывает всю вовлеченные в индустрию организации – экскурсионные бюро, отели, специализированные транспортные компании, страховые компании и др.

Кто следующий?

Развитие событий по пессимистическому сценарию, а судя по опыту Италии и ряду других европейский стран он вполне возможен, предполагает практически полную остановку экономики и общественной жизни:

  • закрытие производств, предприятий сферы услуг и торговли, общественного питания;
  • остановку транспортных коммуникаций; закрытие дошкольных и учебных заведений;
  • самоизоляцию для приехавших из-за рубежа;
  • строгий карантин для заболевших, членов их семей и всех, с кем контактировал заболевший.
  • запрет на массовые мероприятия, в том числе богослужения;
  • запрет на несанкционированные перемещения по городу;
  • закрытие границ, запрет на въезд для иностранцев;
  • иные меры.

Такая обстановка парализует традиционный бизнес, делает невозможными или крайне затруднительными стандартные бизнес-процессы и производственные отношения, реклама, маркетинг и логистика требуют пересмотра.

Отрасли, которые сильнее других пострадают – производственная сфера, транспорт, оффлайновая реклама (нечего рекламировать и нет траффика), общественное питание, розничная торговля (сначала резкий всплеск продаж на волне ажиотажа в преддверии карантина, а затем спад из-за отсутствия покупателей и поставок).

В экономике вырастет безработица, упадут инвестиции, покупательский спрос, доверие и, следом, темпы роста экономики, возможно наступление рецессии.

Позитивное влияние

Как ни странно, у коронавируса будет и позитивное влияние. Все что, возможно попытается уйти в онлайн:

  • розничная торговля;
  • общественное питание (но не многие компании смогут перестроить бизнес-процессы);
  • реклама (онлайн-реклама онлайн-сервисов);
  • образование (альтернативные онлайн-школы наконец-то получат полное признание и проверят свои технологии при 100% нагрузке, поток пользователей и, соответственно, средств «прольется» на все актуальные онлайн образовательные сервисы от обязательной школьной программы до курсов «кройки и шитья» для скучающих дома на карантине);
  • банковские услуги (к слову, банковские услуги, а точнее кредитование вырастет не только за счет перевода всех услуг в онлайн, но и за счет тех, кто вынужден будет искать возможности финансирования текущих убытков кредитами и займами);
  • службы доставки (им главное не ошибиться и учесть новые условия работы: защитные маски, очки, перчатки, бесконтактные платежи, срочность – уже сейчас средние чеки и число доставок растут как в России, так и за рубежом);
  • онлайн развлечения всех видов;
  • социальные сети (люди коллективные существа и им нужно общение, в условиях карантина только социальные сети и остаются).

Поток инвестиций прольется в период и после коронавируса как на онлайн-сервисы, так и на мобильные, бесконтактные и т.п. платежи, телемедицину, технологии телеконференций и другую замену реальных коммуникаций (например, лекции в виртуальной реальности), цифровой банкинг.

Мощный импульс получат новые технологии:

  • связи, такие, например, как 5G;
  • доставки: роботизированная доставка, роботранспорт, доставка дронами;
  • цифровая медицина – будут снимать существующие ограничения для дальнейшего развития;
  • системы оповещения и принятия решений с задействованием искусственного интеллекта (AI);
  • технологии организации удаленной работы.

В несомненном выигрыше производители медицинских препаратов, лекарств, средств дезинфекции и, конечно же, перчаток и защитных масок. С коронавирусом триумфально возвращается пластиковая упаковка на полки как реальных, так и виртуальных магазинов.

Хотя вирусы для нас, людей, в большей степени патогены, источники болезней, но в природе у вирусов другая программа – как можно сильнее себя распространить, а что будет затем – смерть носителя или мутация зависит от свойств носителя, его иммунитета и способности к адаптации. Быть может вирус – это фактор эволюции. Тоже самое можно предположить и для бизнеса – останутся только те, кто сможет адаптироваться, решить проблемы или выжить.

Комментарии 0

Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.