Тюменская область строит информационную систему в сфере здравоохранения

Иван Скробот, директор департамента проектов ресурсного центра «1С-Медицина-Регион».
Михаил Глинников, обозреватель «Управляем предприятием».

В настоящий момент во всех государственных информационных системах в сфере здравоохранения Тюменской области одновременно работают более 4000 пользователей, причём в шести стационарах работа идёт круглосуточно. Это неизбежно поставило задачи сопровождения систем, как технического, так и консультационного. Конечно, создание государственной информационной медицинской системы Тюменской области ещё не закончено. Проект планируется развивать параллельно в нескольких направлениях.

Дальнейшее развитие системы управления ресурсами для стационарных учреждений

Есть ещё множество задач, в решении которых помогут информационные технологии, и сейчас медицинские работники больниц ожидают развития системы в глубину. Прежде всего, планируется и дальше сокращать промежуточные склады, а в перспективе вообще их убирать. «Один из крупнейших госпиталей мира и самый развитый по информационным технологиям госпиталь в Сеуле уже 15 лет движется в направлении снижения складских запасов, — отмечает Артур Усманов. — И на нём из складов остался только центральный. Мы, думаю, тоже к этому придём. Это непросто, но достижимо, и теперь мы знаем, как это сделать».

Удобство интерфейсов

Второе направление развития касается интерфейсов. В медицинской карте собрано много различной информации, результаты различных обследований (например, магнитно-резонансная томография, магнитная компьютерная томография, ультразвуковые исследования). И врачу для понимания того, что происходит с пациентом, удобно видеть все данные на одном экране. Однако разместить всю эту информацию на одном экране не так просто. Ключевой вопрос — как эту информацию предоставить, как врач должен её видеть на экране, как это должно отображаться, чтобы ему было удобно работать?

«Мы посмотрели, как это выглядит на медицинских информационных системах западных производителей, поняли, как это решено в программных продуктах, применяемых в госпитале в Сеуле, — говорит Артур Усманов. — Теперь мы понимаем, каким должен быть интерфейс для врачей и медсестёр. И сейчас с помощью коллег из фирмы «1С» мы сделаем интерфейс удобным и наглядным, с тем чтобы он максимально комфортно предоставлял информацию каждому врачу».

На пути к государственной информационной системе в сфере здравоохранения субъекта Федерации

В настоящий момент во всех информационных системах органов здравоохранения Тюменской области на платформе «1С:Предприятие» одновременно работают более 4000 пользователей. Тиражирование созданных систем, а также развитие функционала продолжается. В 2019 году планируется автоматизировать специализированные процессы перинатальных центров, родильных домов. Также в планах завершить перевод всех медицинских организаций региона на платформу «1С:Предприятие» и линейку решений «1С:Медицина». В результате, как ожидается, количество пользователей в системе достигнет почти 10 тысяч.

«Наша цель — создать, развить и растиражировать региональную систему информатизации здравоохранения на платформе «1С», — отмечает Андрей Лозицкий, директор ресурсного центра «1С-Медицина-Регион». — Проект беспрецедентный по масштабам и к тому же непривычный для медработников. Его успех в Тюмени во многом обеспечивается чёткой прогрессивной позицией Департамента информатизации и Департамента здравоохранения Тюменской области. Неоценимую поддержку проекту оказывают главные врачи и их заместители ОКБ №1 и ОКБ №2, а также заведующие пилотными поликлиниками, которые полностью погружены в проект и активно работают с медперсоналом своих организаций по внедрению новой комплексной системы, которая охватывает практически все подразделения этих самых крупных стационаров области».

Перевод критической массы учреждений на платформу «1С:Предприятие» и линейку решений «1С:Медицина» вывел программу проектов на новый уровень и поставил новые задачи. Прежде всего, обрела конкретные очертания целевая архитектура государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Федерации (рис. 3). Интеграция систем всех медицинских учреждений в единую региональную медицинскую систему должна вывести информационное обеспечение услуг здравоохранения субъекта Федерации на новый уровень.

tokb-arhitecture.jpg

Рис. 3. Целевая архитектура информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Федерации.

Информационная система субъекта Федерации должна обеспечивать обмен информацией в рамках интегрированной медицинской карты жителя области, ведение медицинской статистики области, управление сквозными для региона процессами (такими, как льготное лекарственное обеспечение), взаимодействие со сторонними региональными (бюро МСЭ, электронные порталы и мобильные приложения) и федеральными сервисами (электронная регистратура, электронный листок нетрудоспособности и др.). Необходимо развитие функционала и в направлении статистического учёта и инструментов анализа данных работы различных медицинских организаций региона.

Для выполнения решений Минздрава РФ, подключения субъектов РФ к единой информационной системе в сфере здравоохранения и создания кабинета «Моё здоровье» на портале gosuslugi.ru регионам РФ требуется создать собственные информационные системы в сфере здравоохранения. Необходимо подключение медицинских организаций субъекта РФ к централизованным государственным услугам «Запись на приём», «Вызов врача на дом», «Профосмотры» и др. В настоящий момент специалисты Тюменской области активно работают над этими задачами. В части федеральных проектов, например, сервис «Реестр электронных медицинских документов» и Федеральная электронная регистратура, Тюменская область выступает пилотным регионом.

* * *

Информатизация тюменского здравоохранения идёт в ногу с мировыми тенденциями, информационные технологии проникли почти во все процессы: от записи к врачу до управления ресурсами медицинских организаций. Жители области имеют электронные медкарты, пользуются электронными рецептами. «Тюменские врачи уже в течение двух лет используют электронную медицинскую карту вместо традиционной бумажной. ИТ позволили вывести на новый уровень взаимодействие медицинской организации и гражданина, повысить прозрачность и качество медицинских услуг, выработать меры оптимизации бюджетных расходов и совершенствования отрасли в целом, — подводит итог развитию информационных технологий в регионе Владимир Якушев, губернатор Тюменской области. — На примере здравоохранения и образования хорошо видно, что не только государственные и муниципальные служащие области глубоко интегрированы в цифровую экономику, но и жители региона оценили преимущества, которые дают ИТ. Знаю, что тюменцы с удовольствием используют региональные электронные сервисы в повседневной жизни».

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.